Эмоции сотрудников имеют значение

Многие компании ожидают от своих работников, что, входя в офис, они оставят свои чувства за дверью. Или приветствуются только позитивные эмоции. И часто компаниям все равно, что чувствуют сотрудники. Ведь работа – это то место, где нужно быть продуктивным и эффективным. Поэтому внимание уделяется только тому, как люди думают и работают. У такого подхода много минусов и один из них - повышенный риск распространения эмоционального выгорания среди сотрудников.

Реалии таковы, что люди приносят свои чувства на работу, какими бы эти чувства не были. Если оставлять эмоции за дверью, т.е. подавлять их, это напрямую ведет к эмоциональному выгоранию. К такому заключению в ходе исследований пришла Мари Андела, профессор старейшего университета Франции Франш-Конте. А Джеймс Гросс, профессора Стэнфордского университета, утверждает, что подавление эмоций похоже на пассивное курение и негативно действует на окружающих.

Если не обращать внимание на эмоции сотрудников, возникает риск заражения негативными эмоциями. Хотя каждый на работе выполняет свои задачи, люди постоянно взаимодействуют друг с другом. При общении эмоциональное состояние передается от одного человека к другому и распространяется подобно вирусу. И это не страшилки из желтой прессы. Эмоциональное заражение исследуют в ведущих университетах мира. Сигал Барсаде, профессор Уортонской школы бизнеса, утверждает, что заразными являются:

  • недолговечные эмоции, такие как: радость, гнев, страх, отвращение;
  • настроения - продолжительные эмоциональные состояния, например, хорошее или плохое настроение;
  • индивидуальные черты, которые определяют позитивное или негативное отношение человека к жизни в целом.

Люди способны заражать эмоциями друг друга как индивидуально, так и в группах. Существует гипотеза, что негативные эмоции более заразны. В английском языке даже есть понятие «синдром испорченного яблока»: когда достаточно одного человека, находящегося в стрессе или испытывающего негатив, чтобы люди вокруг него начали испытывать такие же чувства.

Эмоциональное заражение происходит на бессознательном уровне. При общении у нас в мозге активируются те же нейронные сети, что и у собеседника Видя выражение его лица, мы улавливаем движения лицевых мышц. У нас это вызывает аналогичную моторную реакцию. Именно поэтому улыбка вызывает ответную улыбку, а зевота заразительна. Кроме того, информация о моторной реакции поступает в наши эмоциональные центры, благодаря чему появляется способность разделять эмоции собеседника и входить с ним в резонанс. Чем сильнее эмоция, тем сильнее мы резонируем и начинаем ощущать те же самые чувства.

Люди с эмоциональным выгоранием испытывают целый спектр сильных негативных эмоций. Но выгорание становится заметным, только когда сотрудники становятся циничными, пессимистичными, капризными, подверженными вспышкам гнева. И от былой результативности не остается и следа. Хотя раньше, скорее всего, они были вовлеченными, продуктивными, уравновешенными и доброжелательными. А ведь такие изменения происходят далеко не сразу. К ним приводит длительное нахождение в стрессе. И это точно можно заметить.

Сначала возникает напряжение, вызванное: увеличенной рабочей нагрузкой, изменениями в компании, сложными отношениями с клиентами, руководителем, коллегами и т.д. Чтобы справиться с этой ситуацией, постоянно требуются дополнительные умственные и/или эмоциональные усилия. Если проблема долго не решается, растет тревога, возникает отчаяние, чувство безысходности. Теряется уверенность в себе и своих силах.

Поскольку такое состояние выдерживать очень сложно, включаются защиты. Происходит это неосознанно. Появляются мысли: «Этот не тот случай, чтобы переживать», «Почему я должен/должна за всех волноваться». Постепенно подобные мысли прочно обосновываются в голове. Так появляется равнодуше. Все реже возникают положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность и цинизм становятся нормой.

На то, чтобы эмоциональное выгорание развилось до такой степени, требуется, как минимум, несколько месяцев. Если видеть в сотрудниках живых людей, принимать во внимание их чувства и настроение, выгорание можно заметить на ранних стадиях и не дать ему развиться. Видно же, когда у человека все хорошо и когда что-то идет не так. Если это «не так» связано с работой, стоит найти причину проблемы.

По итогам опроса 7 500 человек, проведенного в 2018 году, Gallup выявил, что наиболее частыми причинами эмоционального выгорания являются: несправедливое отношение на работе, чрезмерная рабочая нагрузка, ролевые конфликты, недостаточные коммуникации и поддержка руководителя, необоснованный дефицит времени на выполнение задач (когда все срочно). В общем, когда нарушен баланс между требованиями к работе и ресурсами работы. И тогда этот баланс нужно выстраивать (более подробно читать здесь https://svelichko.ru/company_article1.html).

К сожалению, устранить все источники стресса нереально. Мы живем в такое время, когда все изменяется с огромной скоростью, компаниям важно делать больше с меньшими затратами, клиенты становятся более требовательными, а проблемы более сложными. Бывает так, что в одной и той же ситуации некоторые люди переживают стресс и теряют контроль, а другие – либо продолжают работать в том же режиме, либо восстанавливаются и со временем становятся более устойчивыми к стрессу.

Такую разницу можно объяснить разным уровнем развития личностных ресурсов, особенно способности к восстановлению (resilience). В интересах компании помочь своим сотрудникам развить этот ресурс. Помочь научиться:

  1. Инвестировать в физическое здоровье.
    Пусть это звучит банально, но необходимо уделять внимание здоровому питанию, занятиям спортом, а также количеству и качеству сна. Сон особенно важен, т.к. хроническое недосыпание ведет к многим проблемам, в т.ч. отрицательно сказывается на психологическом равновесии. Мозг не выспавшегося человека работает в нестабильном режиме и похож на мозг подростка со всеми вытекающими последствиями: никакой уравновешенности, сплошная безрассудность и необдуманность действий.

    Здоровый сон и занятия спортом в буквальном смысле заряжают энергией, помогают справляться со стрессом, улучшают настроение и повышают работоспособность префронтальной коры - области мозга, ответственной за обдумывание и сознательное взаимодействие с окружающим миром.


  2. Управлять рабочей нагрузкой и справляться со стрессовыми ситуациями. Управление рабочей нагрузкой включает в себя расстановку приоритетов, планирование и согласование ожиданий от своей работы с руководителем и коллегами. Важно, чтобы работа занимала отведенное ей место и время и не вторгалась в личную жизнь. Желательно найти занятия, которые помогут переключаться с работы, перезагружаться и заряжаться энергией.

    Полезно знать какие ситуации вызывают стресс. Это может быть все что угодно: информационная перегрузка, нечеткая постановка задач или недостаток навыков для их выполнения, общение со сложными клиентами, напряженные отношения с коллегами или руководителем. Возможны комбинации источников стресса. Когда знаешь причину проблемы, справиться с ней гораздо легче. Для каждой сложной ситуации можно найти свое решение.


  3. Быть адаптивным.
    Уровень сложности и темп перемен в бизнесе зашкаливает. Умение быстро реагировать на изменения сегодня является необходимым навыком. Даже появилось такое понятие как адаптивный интеллект – способность быстро адаптироваться к изменениям в режиме реального времени. Только не всегда понятно, что для этого нужно делать.

    • Когнитивная гибкость дает возможность мыслить нелинейно, видеть скрытые причинно-следственные связи и находить новые подходы.
    • Эмоциональная гибкость позволяет не поддаваться эмоциям, чувствовать себя уверенно в переходный период, для которого характерны тревога, недовольство и сопротивление.
    • Диспозициональная гибкость – способность действовать, сохраняя позитивный настрой и оставаясь реалистом. Она позволяет видеть, как возможное развитие ситуации в худшую сторону, так и положительный результат, а в целом - больше возможностей чем угроз.

  4. Определять свои цели.
    Есть данные, доказывающие, что наличие долгосрочных целей помогает пережить трудности и справиться с неудачами. Когда знаешь свои цели на работе и понимаешь, как текущая работа позволяет развиваться и максимально использовать свои таланты, это помогает быть более стрессоустойчивым.

    Например, когда в работе со сложным клиентом понимаешь, как этот опыт поможет добиться долгосрочной цели, легче изменить свое отношение к ситуации и найти общий язык. А если такой цели нет, необходимость работы с подобным клиентом воспринимается как неизбежное зло и источник стресса.


  5. Выстраивать долгосрочные доброжелательные связи (нетворкинг).
    Наш мозг – социальный орган и для его нормальной работы нам необходимы здоровые, доброжелательные контакты с другими людьми. Отношения, вызывающие ощущение спокойствия и принятия, благотворно действуют на мозг и повышают стрессоустойчивость.

    Нетворкинг – это построение связей не ради сиюминутной выгоды. Это отношения с людьми, с которыми есть взаимопонимание, с которыми можно делиться идеями, создавать совместные проекты и просто общаться. Бывает так, что сегодня можно быть полезным человеку, а завтра он может помочь советом или рекомендацией. Но даже просто помогая кому-то, мы снижаем уровень стресса у себя. Исследования мозга показывают, что поддержка, которую мы оказываем другим, снижает активность в миндалевидном теле - области мозга, ответственной за стресс.


  6. Быть аутентичным. значит понимать себя, определять свое эмоциональное состояние и иметь возможность открыто выражать его при взаимодействии с другими. Профессор Стивен Джозеф в своей книге «Аутентичность» пишет, что быть аутентичным, значит - «знать себя, отвечать за себя и быть собой». Если какой-то из элементов отсутствует, аутентичность теряется.

    Знать себя - знать свои сильные и слабые стороны, что любишь и что - нет, на что готов и на что- нет. Принимать правду о себе, даже если она не приятна. Это помогает смотреть объективно на все, что происходит вокруг. Отвечать за себя – значит учиться на своих ошибках, делать выводы из случившегося, корректировать свои цели и в будущем внимательнее прислушиваться к себе. Быть собой – знать свои ценности, быть честным, открытым и отстаивать то, во что веришь.

    Когда хорошо понимаешь себя, свои потребности, твердо стоишь на ногах и принимаешь реальность такой, какая она есть, появляется возможность гибко реагировать на изменяющиеся обстоятельства, владеть собой в сложных ситуациях и находить из них разные выходы.


  7. Получать поддержку. Важно уметь обращаться за поддержкой. И это не так просто. Потому что страшно показаться глупым или слабым, получить отказ, остаться должным. Ну и вообще просить о чем-то стыдно и неудобно.

    У любого человека в жизни бывают ситуации, когда трудно с чем-то справиться: невозможно обладать всеми знаниями и все уметь. Вероятно, кто-то из окружающих уже сталкивался с подобной проблемой и знает, что надо делать. И мало кто воспринимает просьбу о поддержке как признак слабости. Когда к вам обращаются за помощью, разве это кажется слабостью? Скорее всего нет.



Способность справляться с ежедневным стрессом и быстро восстанавливаться особенно важна для руководителей. Хотя бы потому, что человеку, находящемуся в стрессе, трудно справиться даже с самим собой. Руководить командой в таком состоянии крайне сложно. К тому же эмоции, которые испытывает руководитель, более заразны для окружающих

Совместные исследования трех университетов: Калифорнийского, Мичиганского и университета Торонто, показывают, что рядовые сотрудники чаще подхватывают эмоции руководителей, чем наоборот. И это оказывает значительное влияние на работу команды и результаты.

Если лидер и сотрудники испытывают негативные эмоции, эмоциональное заражение – это проблема. Но в случае с позитивными эмоциями то же эмоциональное заражение может стать для компании преимуществом. По словам Сигал Барсаде, профессора Уортонской школы бизнеса «Положительные эмоции устойчиво связаны с более высокой производительностью, более высоким качеством работы и обслуживания клиентов — независимо от должности, отрасли и структурного уровня организации». В общем, стоит признать, что эмоции имеют значение.

P.S. Набирает силу тренд, когда компании относятся к эмоциям работников как к данным и используют для формирования эмоциональной культуры. Например, сотрудники финансовой организации «Ubiquity Retirement + Savings» в конце рабочего дня оценивают свои эмоции. Уходя домой, они нажимают на кнопки со смайликами. Всего таких кнопок пять: улыбающийся смайлик – если день прошел хорошо, нахмурившийся – если не очень и т.д. Другие компании применяют для этих целей специальные приложения. А некоторые пошли еще дальше и используют программное обеспечение, которое считывает эмоции с лиц сотрудников. По их мнению, от этого зависит насколько компания будет успешной.

Источники

https://www.psychologytoday.com/intl/blog/the-science-work/201410/faster-speeding-text-emotional-contagion-work
https://faculty.wharton.upenn.edu/wp-content/uploads/2018/12/Barsade_Coutifaris_Pillemer-Emotional-contagion-in-organizational-life.pdf
https://www.gallup.com/workplace/237059/employee-burnout-part-main-causes.aspx

https://catherinecarr.ca/wp-content/uploads/2018/09/R@WWhitePaper-May-2018.pdf
https://blog.allpsych.com/having-a-sense-of-purpose-in-life-improves-cognition-mental-health/
https://hbr.org/2016/01/manage-your-emotional-culture
https://knowledge.wharton.upenn.edu/article/managing-emotions-in-the-workplace-do-positive-and- negative-attitudes-drive-performance/
https://sloanreview.mit.edu/article/measuring-emotions-in-the-digital-age/

«Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок», Дэвид Рок, издательство «Альпина Паблишер», 2013 «Тренируем адаптивность», Аллан Каларко и Джоан Гурвис, издательство «Манн Иванов и Фербер», 2013 «Аутентичность. Как быть собой», Стивен Джозеф, издательство «Альпина Паблишер», 2017